 |
|
Для запуска процесса эффективной
деятельности ребенка по самообразованию
необходимо наличие соответствующих
условий.
Компетентность
руководителя: разработка модели и
совершенствование модели оздоровительно-образовательного
комплекса, включая миссию, целеполагание,
проектирование, подготовку материально-технической
базы и кадров, мотивирование сотрудников,
организацию педагогического процесса по
принципу ЦРС, грамотное ситуационно-корпоративное
управление, самосовершенствование.
Подготовленность
всех участников образовательного процесса
(родители, педагоги, врач, психолог,
вспомогательный персонал,
АУП) к работе в команде: понимание природы
ребёнка, особенностей детского периода
жизни, осознание целостности процесса
становления личности, знание проекта,
солидарность с целью и предлагаемыми
педагогическими подходами,
мотивированность на достижение
заявленной цели, должная квалификация
по специализации, позитивные личностные
качества, стремление к сотрудничеству,
повышению квалификации, личностному
развитию.
Рациональность
организационной структуры
учреждения: соответствие заявленной
цели, способность обеспечить оптимальное
функционирование всех субъектов
педагогического процесса.
Соответствие
материально-технического обеспечения
учреждения уровню педагогических задач:
финансирование, специализированные
помещения, диагностическая
аппаратура, оборудование,
инвентарь, транспорт,
оргтехника.
Таким образом,
управленческая деятельность руководителя
нацелена на обеспечение успешности каждого
субъекта образовательного процесса:
педагогов, родителей, детей, поэтапный
перевод их в режим самоуправления.
Двухуровневая
модель управления образовательным
процессом даёт разумные критерии оценки
его эффективности, учитывающие как
собственно
управленческую так и педагогическую
деятельность руководителя. Заданные
моделью успешной личности, разработанной
совместно с родителями, параметры
личностного развития ребенка (блоки: знания,
умения, качества; сокращённо - ЗУК) могут
быть достигнуты только за счет
высококвалифицированной деятельности
педагогов (управление на второй ступени).
Взаимодействие педагогов с воспитанниками
является основным, определяющим.
Должная направленность педагогических
усилий коллектива обеспечивается
компетентным управлением на первой ступени,
что даёт возможность оценивать
эффективность управления образовательным
процессом не путём анализа отдельных его
процедур, а путём изучения знаний, умений,
направленности деятельности, личностных и
профессиональных качеств руководителей,
педагогов, воспитанников и
характерологических особенностей их
родителей.
Критерием
эффективности в рамках данной модели будет
одновременное
соответствие указанных качеств
педагогов на первой ступени управления и
воспитанников - на второй ступени
поставленной управленческой цели. Основная
идея анализа работы по совершенствованию
образовательного процесса состоит в
последовательном выяснении: какие
модельные характеристики воспитанников
недосформированы; чем это, обусловлено;
каких знаний, умений и качеств не достает
педагогам, в чем состоит ошибочность их
деятельности; какие элементы управления
организованы неверно и не обеспечили всю
данную последовательность результатов;
какие усовершенствования в системе
управления в связи с этим требуется.
Необходимо отслеживать результативность
управленческой деятельности с точки зрения
соответствия качественных характеристик
педагогического коллектива и его
деятельности определённым показателям,
заданным целью управления. Задача
руководителя образовательного учреждения -
свести отклонения от прогнозируемого
результата до минимума. Поэтому
образовательный процесс подлежит
управлению. Общая цель управления -
создание такой
системы, при которой педагогический
процесс обеспечивал бы наивысшую
эффективность образования при наименьших
ресурсных затратах.
Эффективность
управления полностью определяется
глубиной представлений о сущности объекта,
в нашем случае - о сущности педагогического
процесса, особого способа организации
образовательной деятельности.
Применительно к нашей работе, если
конкретным результатом управления
является достижение максимально
возможного уровня целостности среды
жизнедеятельности детей, то, следовательно,
и целевой компонент управленческой
деятельности должен быть конкретизирован в
данном направлении. Основным объектом,
обладающим свойством целостности является
занятие. Уровень целостности занятия как
системы зависит от наличия в
нём необходимых взаимосвязанных
структурных компонентов и полноты
их функционирования.
Результат носит интегративный характер и
зависит от уровня целостности занятия как
системы. Структура занятия основана на
логике ведущей природосообразной
деятельности в процессе проживания и
осмысления многоаспектной
темы. Стратегическая цель - способствовать
превращению воспитанников в субъект
образовательного процесса.
Контроль результатов
работы
осуществляется руководителем проекта и
ведущими специалистами (АК), педагогами (ПК),
родителями (РК), самими воспитанниками (СК):
-
модельный
(АК: соответствие педагогов модельным
характеристикам эффективного педагога);
-
процессный
(АК, ПК и РК: факт запуска внешних
процессов жизнедеятельности всех
субъектов образовательного процесса,
приложение № 7);
-
ситуативный
(ПК И РК: отслеживаются внешние
проявления внутренних процессов
самообразования детей в разноплановых
социально-педагогических ситуациях);
-
тестовый
(АК, ПК и РК: выявляются биологические,
психические, характерологические
особенности, отслеживается динамика
изменений);
-
продуктивный
(ПК: итоги, достижения в
специализированной деятельности);
-
самоконтроль
(СК: наличие дневника самообразования, -
важен сам факт запуска внутренних
процессов самообразования).
Следует отметить, что самообразование
по личным творческим планам и самоконтроль
всех участников образовательного процесса
- существенное условие последовательной
оптимизации образовательного процесса,
повышения его эффективности.
В приложениях №3,
№4 показаны модели
ограниченного и позитивного развития
личности ребёнка. Проект показывает как,
при условии правильного понимания
образовательной ситуации всеми
участниками работы по созданию позитивного
образовательного пространства города,
возможно перейти из сегодняшней ситуации
ограниченного развития в ситуацию
позитивного развития ребёнка (приложение №5).
Многолетний опыт работы над проектом «ПОИСК»,
даёт серьёзные основания полагать, что
главным образом именно сама
жизнедеятельность детей, умело выстроенная
в логике гуманистической педагогики,
сообразно природе ребёнка и в соответствии
с возрастными задачами его развития,
обеспечивает переход внешних
образовательных процессов во внутренние
процессы самообразования. Каждый педагог
должен стремиться соответствовать
определённой модели эффективного педагога:
уметь создавать
ситуацию смысла в жизнедеятельности детей,
организовывать естественное эмоциональное
проживание и осмысление ими этой ситуации,
вдохновлять детей личным примером на поиск
смысла жизни, путь позитивного развития.
Таким образом,
управленческая деятельность руководителя
нацелена на обеспечение успешности каждого
субъекта образовательного процесса:
педагогов, родителей, детей, поэтапный
перевод их в режим самоуправления.
Рассмотрим основные особенности системы
управления ДООЦ «ПОИСК».
В
соответствии с функциональной структурой (приложения
№ 6) директор несёт
полную ответственность за организацию
работы, её результаты и имеет
соответствующие полномочия. Полномочия,
права и ответственность делегированы как
по вертикали, так и по горизонтали
соответственно должностному положению и
функциональным обязанностям.
Директор, являясь одновременно
разработчиком педагогического проекта,
обеспечивает целеполагание сотрудников,
обучение новым
педагогическим подходам,
создание должных
условий работы,
общее руководство и
контроль. Каждый сотрудник имеет допуск к
взаимодействию с ребёнком, полномочен
вести самостоятельно образовательную
деятельность и, в свою очередь,
несёт полную
ответственность за организацию своей
работы, её результаты.
Функциональные обязанности сотрудников
чётко соотнесены с функциональной
структурой управления
и индивидуальными
возможностями. Особое значение имеет
мотивированность педагогов на глубокое
осмысление своего соответствия
образовательной миссии, необходимость
саморазвития. Совершенствование
педагогического мастерства идёт по личным
творческим планам и в процессе
еженедельных проектно-аналитических
дискуссий. Планирование работы
осуществляется педсоветом на основе планов
педагогов. Педсовет, кроме функции
планирования, осуществляет контрольно-диагностические
функции. Общий контроль динамики
образовательного процесса и его
результатов складывается из
диагностической информации, получаемой
педагогами, методистом,
психологом, врачом и от родителей. Методист
осуществляет контроль
педагогических аспектов
занятий, организует
семинары по
обмену опытом и
повышению квалификации.
Психолог обеспечивает контроль социально-психологических
аспектов. Врач контролирует медико-биологическое
развитие детей и условия проведения
занятий. Педагоги и родители контролируют
поведение детей
в социально-педагогических
ситуациях.
Управление образовательным процессом
осуществляется на основании анализа
результатов жизнедеятельности детей. Вся
информация о параметрах развития детей
сохраняется в компьютерной базе данных, что
существенно облегчает ее анализ.
Положительные результаты развития детей
свидетельствуют о хорошей работе всей
команды. Отрицательные - анализируются и
корректируются через оптимизацию
конкретного участка образовательного
процесса. Решения по оптимизации процесса
принимаются на достаточном для достижения
положительного результата
уровне управления.
Таким образом, контроль выполняет и
регулятивно-оптимизирующие
функции. Оценка труда и стимулирование
педагогов осуществляется по результатам
образовательной деятельности детей, в
соответствии с «Положением о материальном
стимулировании». В целях социальной
защиты сотрудников организовано
бесплатное питание, создан
благотворительный Фонд «Просвещение» для
привлечения дополнительных финансовых
средств. Большое внимание уделяется
созданию оптимистичного микроклимата в
коллективе. Стиль руководства ситуативный,
личностно-ориентированный. Функциональные
обязанности сотрудников разработаны в
логике органичного соответствия всем
сущностным особенностям образовательного
процесса.
Каждый сотрудник, взаимодействующий с
ребёнком, проходит соответствующую
подготовку, с тем, чтобы быть успешным
педагогом, систематически улучшает своё
здоровье, ведёт здоровый образ жизни.
Говоря функциональным языком, (в
логике педагогики личного соответствия) -
каждый педагог
соответствует определённым модельным
характеристикам эффективного педагога:
|
Краткое
описание предыдущего этапа:
-
к 1987 году у
автора сформировалось
представление о необходимости
комплексного подхода в организации
образовательной работы с детьми с
приоритетом становления личностных
качеств;
-
в 1989 году
проектный подход одобрен в АПН СССР;
-
в
настоящее время с помощью
предприятий-меценатов усилиями
автора проекта, общественности,
детей создана определённая
материально-техническая база
проекта;
-
в 1998 году
педагогический проект одобрен
решением коллегии управления
образования, присвоен статус
городской экспериментальной
площадки;
-
в 1999 году
проект одобрен общественной
комиссией по стратегическому
развитию города Тольятти и
коллегией мэрии;
-
на
протяжении 1997-1999 года коллектив
центра шесть раз становился
лауреатом городского конкурса
педагогических достижений, в т.ч. в
номинации «От физической культуры
– к здоровому образу жизни»;
-
в 2002
успешно пройдены 2 этапа конкурса на
присвоение статуса
экспериментальной площадки
Федерального уровня;
-
фактически,
столь медленное продвижение
проекта обусловлено отсутствием
необходимых для развития ресурсов,
и осуществляется как общественная
инициатива автора при поддержке
родителей и педагогов-подвижников,
а с 2000 года - ещё и в условиях
противодействия структур,
ответственных за состояние
образовательной отрасли города
Тольятти.
Новизна
-
В проекте
предлагается по-новому
переосмыслить саму сущность
образования как цели, системы,
процесса, результата. В специфику
используемой в образовательной
сфере терминологии вводится новый
системообразующий понятийный
аппарат.
-
Впервые
ставятся функционально целостные
образовательные задачи, вводятся в
педагогическую практику
унифицированные условия
эффективной образовательной
деятельности и единые критерии
оценки эффективности
оздоровительно-образовательного
процесса.
Ожидаемые
результаты реализации проекта:
-
действующая
модель эффективного образовательно-оздоровительного
Центра с описанием
педагогической технологии и
системы управления;
-
апробированная
система культурно-педагогического
взаимодействия образовательного
центра с родителями;
-
единые
унифицированные критерии
организации деятельности
образовательных учреждений и
оценки её эффективности;
-
общественный
культурно-просветительский центр,
формирование спроса на эффективную
личностно образующую педагогику;
-
изменение
традиционных представлений
городского сообщества о сущности
образования, оформленное
соответствующим социальным заказом
с оптимальным ресурсным
обеспечением;
-
инициирование
процесса реформирования городской
системы образования;
-
повышение
инвестиционной активности
предприятий и предпринимателей
города в отношении образования;
-
повышение
уровня социальной ответственности
и активности родителей, всего
гражданского сообщества в работе по
созданию позитивного
образовательного пространства
города Тольятти; инициирование
наработки консолидационной
программы «Сообщество»;
-
устойчивая
тенденция гуманизации городской
среды жизнеобитания детей;
-
инициирование
общенациональной дискуссии о
реформе образования.
План
дополнительных работ по Проекту
-
Заключение
договора о совместной деятельности
с МОУ №1: «Организация целостного
образовательно-оздоровительного
процесса по программе 1-4
классов начальной школы в
условиях ДООЦ «ПОИСК».
-
Оборудование
разновозрастной школьной мебелью
общеобразовательного класса на
базе ДООЦ «ПОИСК».
-
Доработка
комплексной образовательной
программы, обеспечивающей
органичную целостность триединой
образовательной задачи начальной
школы: воспитание - оздоровление –
обучение.
-
Проведение
установочных и обучающих семинаров
для педагогов и родителей
участников образовательного
процесса.
-
Организация
и осуществление целостного
образовательного процесса:
воспитание-оздоровление-обучение
по комплексной программе.
-
Организация
общественного культурно-просветительского
центра, работы общественного
университета родительских знаний.
ТРЕТИЙ
РАЗДЕЛ: МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ,
ФИНАНСОВОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОЕКТА
Проект
реализуется на базе МОУДОД ДООЦ «ПОИСК»,
который располагает помещениями
муниципальной собственности общей
площадью 2600 кв.м., соответствующим
кадровым и бюджетным обеспечением
основной деятельности. Годовой бюджет
организации за два предыдущих года: 2000
– 1802,9 тыс. руб.,
2001 – 1367,8 тыс.
руб. Имеется зал тренажёров ЛФК для
профилактики нарушений осанки,
хореографический зал, спортивный зал,
оборудованный экологический класс,
медицинский кабинет с компьютерной
аппаратурой для диагностики
функционального состояния сердечно-сосудистой
системы и психологического
тестирования, вся необходимая
оргтехника.
Для
вывода ДООЦ «ПОИСК» на проектный
уровень необходимо финансирование в
объёме 5 млн. руб. на ремонт помещений,
соответствующее дооборудование и
подготовку кадров.
|