ОЗДОРОВИТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР "ПОИСК"

 

Меню

Ø  Меморандум
Ø  Необходимость реформы
Ø  Анализ ситуации в
       образовании
Ø  Условия выполнимости
       миссии
Ø  Концептуальные положения
Ø  Предложения "Поиска"
Ø  Ваши предложения
Ø  Новости, объявления
Ø  Гостевая книга
Ø  Ваше мнение
Ø  Гражданский Форум
Ø  Красноречье
Ø  Ярмарка
Ø  Переговорная площадка
Ø  Экспедиции
Ø  Почта
 

Краткая характеристика системы управления оздоровительно-образовательным центром

Для запуска процесса эффективной деятельности ребенка по самообразованию необходимо наличие  соответствующих  условий.

Компетентность руководителя: разработка модели и совершенствование модели оздоровительно-образовательного комплекса, включая миссию, целеполагание, проектирование, подготовку материально-технической базы и кадров, мотивирование сотрудников, организацию педагогического процесса по принципу ЦРС, грамотное ситуационно-корпоративное  управление,  самосовершенствование.

Подготовленность всех участников образовательного процесса (родители, педагоги, врач, психолог, вспомогательный  персонал, АУП) к работе в команде: понимание природы ребёнка, особенностей детского периода жизни, осознание целостности процесса становления личности, знание проекта, солидарность с целью и предлагаемыми педагогическими подходами, мотивированность на достижение  заявленной цели, должная квалификация по специализации, позитивные личностные качества, стремление к сотрудничеству, повышению квалификации, личностному развитию.

Рациональность организационной  структуры  учреждения: соответствие заявленной цели, способность обеспечить оптимальное функционирование всех субъектов педагогического процесса.

Соответствие материально-технического обеспечения учреждения уровню педагогических задач: финансирование, специализированные помещения, диагностическая  аппаратура,  оборудование,  инвентарь,  транспорт,  оргтехника.

Таким образом, управленческая деятельность руководителя нацелена на обеспечение успешности каждого субъекта образовательного процесса: педагогов, родителей, детей, поэтапный перевод их в режим самоуправления.

Двухуровневая модель управления образовательным процессом даёт разумные критерии оценки его эффективности, учитывающие как собственно  управленческую так и педагогическую деятельность руководителя. Заданные моделью успешной личности, разработанной совместно с родителями, параметры личностного развития ребенка (блоки: знания, умения, качества; сокращённо - ЗУК) могут  быть достигнуты только за счет высококвалифицированной деятельности педагогов (управление на второй ступени). Взаимодействие педагогов с воспитанниками  является основным, определяющим. Должная направленность педагогических  усилий коллектива обеспечивается компетентным управлением на первой ступени, что даёт возможность оценивать эффективность управления образовательным процессом не путём анализа отдельных его процедур, а путём изучения знаний, умений, направленности деятельности, личностных и профессиональных качеств руководителей, педагогов, воспитанников и характерологических особенностей их родителей.

Критерием эффективности в рамках данной модели будет одновременное  соответствие указанных качеств педагогов на первой ступени управления и воспитанников - на второй ступени поставленной управленческой цели. Основная идея анализа работы по совершенствованию образовательного процесса состоит в последовательном выяснении: какие модельные характеристики воспитанников недосформированы; чем это, обусловлено; каких знаний, умений и качеств не достает педагогам, в чем состоит ошибочность их деятельности; какие элементы управления организованы неверно и не обеспечили всю данную последовательность результатов; какие усовершенствования в системе управления в связи с этим требуется. Необходимо отслеживать результативность управленческой деятельности с точки зрения соответствия качественных характеристик педагогического коллектива и его деятельности определённым показателям, заданным целью управления. Задача руководителя образовательного учреждения - свести отклонения от прогнозируемого результата до минимума. Поэтому образовательный процесс подлежит управлению. Общая цель управления - создание такой  системы, при которой педагогический процесс обеспечивал бы наивысшую эффективность образования при наименьших ресурсных затратах.

Эффективность управления полностью определяется глубиной представлений о сущности объекта, в нашем случае - о сущности педагогического процесса, особого способа организации образовательной  деятельности. Применительно к нашей работе, если конкретным результатом управления является достижение максимально возможного уровня целостности среды жизнедеятельности детей, то, следовательно, и целевой компонент управленческой деятельности должен быть конкретизирован в данном направлении. Основным объектом, обладающим свойством целостности является занятие. Уровень целостности занятия как системы зависит от наличия в  нём необходимых  взаимосвязанных структурных компонентов и полноты  их  функционирования. Результат носит интегративный характер и зависит от уровня целостности занятия как системы. Структура занятия основана на логике ведущей природосообразной деятельности в процессе проживания и осмысления  многоаспектной темы. Стратегическая цель - способствовать превращению воспитанников в субъект образовательного процесса.

Контроль результатов работы осуществляется руководителем проекта и ведущими специалистами (АК), педагогами (ПК), родителями (РК), самими воспитанниками (СК): 

  • модельный (АК: соответствие педагогов модельным характеристикам эффективного педагога);

  • процессный (АК, ПК и РК: факт запуска внешних процессов жизнедеятельности всех субъектов образовательного процесса, приложение № 7);

  • ситуативный (ПК И РК: отслеживаются внешние проявления внутренних процессов самообразования детей в разноплановых социально-педагогических ситуациях);

  • тестовый (АК, ПК и РК: выявляются биологические, психические,  характерологические особенности, отслеживается динамика изменений);

  • продуктивный (ПК: итоги, достижения в специализированной деятельности);

  • самоконтроль (СК: наличие дневника самообразования, - важен сам факт запуска внутренних процессов самообразования).

Следует отметить, что самообразование по личным творческим планам и самоконтроль всех участников образовательного процесса - существенное условие последовательной оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности.

           В приложениях №3, №4 показаны модели ограниченного и позитивного развития личности ребёнка. Проект показывает как, при условии правильного понимания образовательной ситуации всеми участниками работы по созданию позитивного образовательного пространства города, возможно перейти из сегодняшней ситуации ограниченного развития в ситуацию позитивного развития ребёнка (приложение №5).

           Многолетний опыт работы над проектом «ПОИСК», даёт серьёзные основания полагать, что главным образом именно сама жизнедеятельность детей, умело выстроенная в логике гуманистической педагогики, сообразно природе ребёнка и в соответствии с возрастными задачами его развития, обеспечивает переход внешних образовательных процессов во внутренние процессы самообразования. Каждый педагог должен стремиться соответствовать определённой модели эффективного педагога: уметь создавать ситуацию смысла в жизнедеятельности детей, организовывать естественное эмоциональное проживание и осмысление ими этой ситуации, вдохновлять детей личным примером на поиск смысла жизни, путь позитивного развития.

Таким образом, управленческая деятельность руководителя нацелена на обеспечение успешности каждого субъекта образовательного процесса: педагогов, родителей, детей, поэтапный перевод их в режим самоуправления. Рассмотрим основные особенности системы управления ДООЦ «ПОИСК».

 В соответствии с функциональной структурой (приложения № 6) директор несёт полную ответственность за организацию работы, её результаты и имеет соответствующие полномочия. Полномочия, права и ответственность делегированы как по вертикали, так и по горизонтали соответственно должностному положению и функциональным  обязанностям. Директор, являясь одновременно разработчиком педагогического проекта, обеспечивает целеполагание сотрудников,  обучение  новым  педагогическим  подходам,  создание  должных  условий  работы, общее  руководство и контроль. Каждый сотрудник имеет допуск к взаимодействию с ребёнком, полномочен вести самостоятельно образовательную деятельность и, в свою очередь,  несёт  полную ответственность за организацию своей работы, её  результаты. Функциональные обязанности сотрудников чётко соотнесены с функциональной структурой  управления  и  индивидуальными  возможностями. Особое значение имеет мотивированность педагогов на глубокое осмысление своего соответствия образовательной миссии, необходимость саморазвития. Совершенствование педагогического мастерства идёт по личным творческим планам и в процессе еженедельных проектно-аналитических дискуссий. Планирование работы осуществляется педсоветом на основе планов педагогов. Педсовет, кроме функции планирования, осуществляет контрольно-диагностические функции. Общий контроль динамики образовательного процесса и его результатов складывается из диагностической информации, получаемой педагогами,  методистом, психологом, врачом и от родителей. Методист осуществляет  контроль  педагогических  аспектов  занятий,  организует  семинары  по  обмену  опытом и  повышению  квалификации. Психолог обеспечивает контроль социально-психологических аспектов. Врач контролирует медико-биологическое   развитие детей и условия проведения занятий. Педагоги и родители контролируют поведение  детей  в  социально-педагогических  ситуациях. 

          Управление образовательным процессом осуществляется на основании анализа результатов жизнедеятельности детей. Вся информация о параметрах развития детей сохраняется в компьютерной базе данных, что существенно облегчает ее анализ. Положительные результаты развития детей свидетельствуют о хорошей работе всей команды. Отрицательные - анализируются и корректируются через оптимизацию конкретного участка образовательного процесса. Решения по оптимизации процесса принимаются на достаточном для достижения положительного результата  уровне  управления. Таким образом, контроль выполняет и  регулятивно-оптимизирующие  функции. Оценка труда и стимулирование педагогов осуществляется по результатам образовательной деятельности детей, в соответствии с «Положением о материальном  стимулировании». В целях социальной защиты сотрудников организовано бесплатное питание, создан благотворительный Фонд «Просвещение» для привлечения дополнительных финансовых средств. Большое внимание уделяется  созданию оптимистичного микроклимата в коллективе. Стиль руководства ситуативный, личностно-ориентированный. Функциональные обязанности сотрудников разработаны в логике органичного соответствия всем сущностным особенностям образовательного процесса.

            Каждый сотрудник, взаимодействующий с ребёнком, проходит соответствующую подготовку, с тем, чтобы быть успешным педагогом, систематически улучшает своё здоровье, ведёт здоровый образ жизни. Говоря функциональным языком, (в логике педагогики личного соответствия) - каждый педагог соответствует определённым модельным характеристикам эффективного педагога:

  •  обладает позитивными характерологическими особенностями и энергетикой,   любит детей, осознанно осуществляет миссию педагога;

  • осуществляет самообразование, самоанализ, самооптимизацию;

  • творчески  взаимодействует с коллегами, родителями и детьми;

  • устанавливает доверительные, ценностно-ориентированные взаимоотношения,   позитивный микроклимат;

  • организует деятельность детей по интересам, расширяет спектр их интересов;

  • мотивирует, вдохновляет  детей на позитивную жизнедеятельность;

  • составляет социально-психологический портрет  ребёнка;

  • проектирует адекватные социально-психическим особенностям каждого ребёнка программы (партитуры) совместной деятельности;

  • умеет грамотно реализовывать социально педагогические ситуации;

  • умеет вживаться в адекватную социально-педагогической ситуации роль;

  • чётко (согласно индивидуальных социально-педагогических партитур) дирижирует ансамблем личностей детей; 

  • содействует детям в адаптации, самоорганизации, самообразовании, социализации;

  •  определяет тенденции (динамику) развития личности ребёнка.

Своевременно сформировавшаяся этика ребёнка, зрелые психосоциальные качества личности, иммунитет позитивного мировоззрения, внутренняя установка на системное самообразование - во многом помогут ему, по прогнозу автора проекта, в жизненном самоопределении, повысят защищённость от деструктивного влияния негативных факторов городской среды. Системная деятельность всего городского сообщества приведёт к устойчивой тенденции позитивизации ключевых факторов самой социально-культурной среды города.

Краткое описание предыдущего этапа:

  • к 1987 году у автора сформировалось представление о необходимости комплексного подхода в организации образовательной работы с детьми с приоритетом становления личностных качеств;

  • в 1989 году проектный подход одобрен в АПН СССР;

  • в настоящее время с помощью предприятий-меценатов усилиями автора проекта, общественности, детей создана определённая материально-техническая база проекта;

  • в 1998 году педагогический проект одобрен решением коллегии управления образования, присвоен статус городской экспериментальной площадки;

  • в 1999 году проект одобрен общественной комиссией по стратегическому развитию города Тольятти и коллегией мэрии;

  • на протяжении 1997-1999 года коллектив центра шесть раз становился лауреатом городского конкурса педагогических достижений, в т.ч. в номинации «От физической культуры – к здоровому образу жизни»;

  • в 2002 успешно пройдены 2 этапа конкурса на присвоение статуса экспериментальной площадки Федерального уровня;

  • фактически, столь медленное продвижение проекта обусловлено отсутствием необходимых для развития ресурсов, и осуществляется как общественная инициатива автора при поддержке родителей и педагогов-подвижников, а с 2000 года - ещё и в условиях противодействия структур, ответственных за состояние образовательной отрасли города Тольятти.

Новизна

  • В проекте предлагается по-новому переосмыслить саму сущность образования как цели, системы, процесса, результата. В специфику используемой в образовательной сфере терминологии вводится новый системообразующий понятийный аппарат.

  • Впервые ставятся функционально целостные образовательные задачи, вводятся в педагогическую практику унифицированные условия эффективной образовательной деятельности и единые критерии оценки эффективности оздоровительно-образовательного процесса.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • действующая модель эффективного образовательно-оздоровительного   Центра с описанием педагогической технологии и системы управления;

  • апробированная система культурно-педагогического взаимодействия образовательного центра с родителями;

  • единые унифицированные критерии организации деятельности образовательных учреждений и оценки её эффективности;

  • общественный культурно-просветительский центр, формирование спроса на эффективную личностно образующую педагогику;

  • изменение традиционных представлений городского сообщества о сущности образования, оформленное соответствующим социальным заказом с оптимальным ресурсным обеспечением;

  • инициирование процесса реформирования городской системы образования;

  • повышение инвестиционной активности предприятий и предпринимателей города в отношении образования;

  • повышение уровня социальной ответственности и активности родителей, всего гражданского сообщества в работе по созданию позитивного образовательного пространства города Тольятти; инициирование наработки консолидационной программы «Сообщество»;

  • устойчивая тенденция гуманизации городской среды жизнеобитания детей;

  • инициирование общенациональной дискуссии о реформе образования.

План дополнительных работ по Проекту

  • Заключение договора о совместной деятельности с МОУ №1: «Организация целостного образовательно-оздоровительного процесса по программе 1-4   классов начальной школы в условиях ДООЦ «ПОИСК».

  • Оборудование разновозрастной школьной мебелью общеобразовательного класса на базе ДООЦ «ПОИСК».

  • Доработка комплексной образовательной программы, обеспечивающей органичную целостность триединой образовательной задачи начальной школы: воспитание - оздоровление – обучение.

  • Проведение установочных и обучающих семинаров для педагогов и родителей участников образовательного процесса.

  • Организация и осуществление целостного образовательного процесса: воспитание-оздоровление-обучение по комплексной программе.

  • Организация общественного культурно-просветительского центра, работы общественного университета родительских знаний.

  • Создание информационного сайта в сети интернет.

  • Инициирование дискуссии о содержании реформы образования в профессиональном педагогическом сообществе с привлечением общественности города.

ТРЕТИЙ РАЗДЕЛ: МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ, ФИНАНСОВОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Проект реализуется на базе МОУДОД ДООЦ «ПОИСК», который располагает помещениями муниципальной собственности общей площадью 2600 кв.м., соответствующим кадровым и бюджетным обеспечением основной деятельности. Годовой бюджет организации за два предыдущих года: 2000 – 1802,9 тыс. руб., 2001 – 1367,8 тыс. руб. Имеется зал тренажёров ЛФК для профилактики нарушений осанки, хореографический зал, спортивный зал, оборудованный экологический класс, медицинский кабинет с компьютерной аппаратурой для диагностики функционального состояния сердечно-сосудистой системы и психологического тестирования, вся необходимая оргтехника.

Для вывода ДООЦ «ПОИСК» на проектный уровень необходимо финансирование в объёме 5 млн. руб. на ремонт помещений, соответствующее дооборудование и подготовку кадров.

Автор педагогического проекта  

Директор ДООЦ  «ПОИСК»

В.И. Лебедев

 

<<< назад 

 

 
 

 
     

Hosted by uCoz