 |
|
Естественность ошибочных
представлений общества об обучающей
сущности образования, и, как
следствие, образовательная
несостоятельность массовой
начальной школы:
·
игнорирование потребностей
развития личности ребёнка;
·
деструктивное влияние на
становление личностных качеств;
·
ослабление мотивации на
освоение знаний и снижение
успеваемости;
·
ухудшение здоровья
школьников;
·
рост
асоциальных проявлений поведения
необразованной личности.
Основная
проблема, решаемая с помощью данного
проекта, актуальна и для Тольятти, и для классической
начальной школы системы образования
России, и для других стран. Состояние страны, общества
глобально зависит от качества
подготовки к жизни новых поколений.
Прогрессивная педагогика России
ведёт серьёзную дискуссию по поводу
профанации так называемой «реформы
образования». И не только России. На
протяжении 350 лет лучшие умы
человечества стремились убедить
общество, что обучающая школа в
принципе не способна решать
целостную образовательную задачу
содействия становлению гармоничной
личности человека, осознающего
истинный смысл жизни. На Гражданском
Форуме в Москве премьер министр М.
Касьянов заявил, что не мыслит
реформы образования без
общенациональной дискуссии. Однако,
реформа делается келейно. Страна, по
явно заниженной оценке, уже
истратила на псевдореформирование
139,5 млн. руб. На коллегии министерства
образования, посвященной обсуждению
хода эксперимента по
совершенствованию структуры и
содержания общего образования,
директор Московского института
развития образовательных систем А.
Абрамов заявил, что нынешняя
образовательная политика игнорирует
мнение общественности и
профессионального сообщества.
Предложение А. Абрамова, о проведении
Всероссийского чрезвычайного съезда
по вопросам образования, коллегия
также проигнорировала. Полагаем, это
вопрос времени, т.к. ситуация в сфере
образования действительно
чрезвычайная. Но чиновники от
образования продолжают убаюкивать
бдительность общественности
псевдопрограммами модернизации,
развития, борьбы, фиктивно-демонстративными
конференциями, - не признавая своей
ответственности за негативные
последствия обучающего геноцида
наших детей, своей профессиональной
несостоятельности. Чиновничество, по
мнению А.
Солженицина, ни за что не допустит
общенациональной дискуссии по
реформе образования. Не
обустроенное детство, безобразное
качество подготовки ребёнка к
самостоятельной взрослой жизни, -
буквально задают отклоняющееся от
норм общечеловеческой этики
поведение. Именно здесь первопричина
неминуемого роста правонарушений: наркомании,
преступности, терроризма, коррупции,
межнациональных конфликтов. Ни
законотворчество, ни «программы
борьбы», - в принципе не способны
выправить ситуацию, порождённую
человеческим фактором.
Для
успешного решения столь жизненно
важной образовательной задачи
необходимо создание современных
образовательных центров, модели
которых призваны
отработать экспериментальные
площадки.
Обоснование
необходимости перехода от обучающей
к личностно образующей педагогике
Уникальность
детского периода жизни человека
состоит в том, что только в это время
может быть развёрнута генетическая
программа созревания ядра главных
качеств личности, предопределяющих её
жизненную состоятельность. Детское
восприятие окружающего мира
настолько яркое, что оно буквально
программирует дальнейшую судьбу
человека. Поэтому чрезвычайно важно в
этот период становления
фундаментальных качеств личности
человека грамотно выстраивать
систему природосообразного
педагогического сопровождения.
Основополагающее условие
эффективности такой системы -
внутренние возможности усвоения
ребёнка должны превышать давление
внешнего культурно-образовательного
пространства. Это означает, что ядро
внутренних качеств личности должно
развиваться опережающе по отношению к
внешним потокам осваиваемой культуры.
Гуманистический подход к организации
образовательной деятельности детей
предполагает, что средовые,
технологические условия, а также сами,
подаваемые к освоению, смысловые,
событийные, культурные,
информационные потоки д.б. адекватны
индивидуальным особенностям детей, их
возможностям системно усваивать
новое.
Собственно,
именно так и происходило испокон
веков. Детей готовили к
самостоятельной жизни всем миром.
Народная мудрость через бабушкины
сказки, любовь, заботу, почитание
старших, общинную взаимопомощь
воспитывала ответственность,
трудолюбие, правильные представления
о добре и зле. Жизненный уклад
общества, семьи, основанный на
духовности, культуре, традициях, - вот
что всегда являлось ключевым фактором
процесса образования личности
человека. И всякий, кто не
соответствовал своими качествами
традиционным этическим нормам,
считался «образиной», т.е.
необразованным человеком. Коль скоро
жизненный уклад успешно выполнял свою
образовательную миссию, то и школа
вполне справлялась со своей обучающей
миссией: обогащала предметными
знаниями. Возложение же обществом на
массовую школу сверхзадачи
подготовки к жизни совершенно
безосновательно. Даже чисто обучающий
к.п.д. «современной» школы, по оценкам
института Геллапа, не превышает 11,6 %
для наиболее передовых стран. Для
Росси - 7,4%. Вне понимания остаётся
результат деструктивного влияния
предметоцентристских подходов
массовой школы на становление
личности человека, которым является
окружающая нас действительность.
В результате ошибочных, но «оестествившихся»
представлений об обучающей сущности
образования, колоссальное количество
людей ежегодно входят в
самостоятельную жизнь с предметно-обучающего
конвейера, не успев в отведённый
природой срок образовать
целый спектр фундаментальных,
жизненно необходимых качеств. Более 300
лет выдающиеся педагоги, философы,
учёные обращают внимание общества на
тот факт, что школа не готовит к жизни
в условиях всё более изменяющейся
социокультурной ситуации. Что из
блага она превратилась в иго. Что
запущенный однажды конвейер
препятствует природосообразному
развитию личности ребёнка, вынуждает
затем бесполезно тратить
колоссальные ресурсы на нормализацию
отклоняющегося поведения
недообразованных масс людей,
придумывать тысячи законов, усиливать
силовые структуры. Предпринимавшиеся
попытки частичного реформирования
классно-урочной системы были
изначально обречены, поскольку
осуществлялись специалистами,
сформировавшимися в колее предметно-обучающего
подхода, т.е. в принципе не способными
из неё выйти. В настоящее время
ситуация усугубляется тем, что
сложилась научно-управленческая
пирамида, озабоченная лоббированием
собственных финансовых интересов. Она
не стремится, а возможно, - не способна
помыслить и осуществить радикальную
реформу содержания образования
сверху, консервирует архаичное
содержание учебных программ,
нормативно-правовой базы, что не
позволяет осуществить реформу снизу.
В итоге общество традиционно не
получает эффективных систем
образования, что всё более
стремительно заводит развитие
человеческой цивилизации в тупик.
Таким образом, серьезные
жизненные проблемы для каждого
конкретного человека и общества в
целом закладываются уже на этапе
целеполагания ошибочной постановкой образовательных
целей и задач. Обучающие технологии,
обеспечивающие приоритетное решение
любых узкоспециализированных задач,
подчиняющие и использующие
воспитательные технологии как
вспомогательное средство решения
задач обучения, - изначально задают
подходы, наносящие ущерб здоровью и
развитию детей. Таким образом, возможности
традиционного обучения, стремящегося
дать знания один раз и на всю жизнь, -
исчерпаны. Негативные последствия
для развития личности неизбежны при
любой преждевременной узкой
специализации деятельности детей.
Необходимо как можно скорее избавить
общественное сознание от многих
укоренившихся мифов.
Основные
причины недееспособности
существующей системы образования
заключаются, на
наш взгляд, в следующем:
-
ошибочные,
предметоцентристские представления о
сущности образования, отсутствие
целостной, проработанной во всех
аспектах концепции образования;
-
программно-нормативная база
образования не обеспечивает реальную
приоритетность целевых гуманистических задач,
обязательность их решения;
-
задачи гуманистической
педагогики не ставятся функционально;
-
отсутствие
социального заказа с точно выстроенными
образовательно-оздоровительными целями
и задачами, приоритетным ресурсным и
нормативно-правовым обеспечением;
-
фактический перенос задач
ВУЗов на школы и дошкольные ОУ;
-
нет реальной ответственности
семьи и образовательных учреждений
перед государством и обществом
воспитание здоровой, успешной,
гармонично развитой личности ребенка;
-
неподготовленность семьи к
родительской миссии;
-
неподготовленность основной
массы педагогических кадров к
реализации идей гуманистической,
личностно ориентированной педагогики;
-
крупномасштабность
образовательных учреждений,
приводящих к обезличиванию,
растворению ребёнка в общей массе,
утрате чувства ответственности за
свои поступки, свою судьбу;
-
структурно-организационная и
педагогическая разобщенность семьи,
педагогических коллективов, учреждений;
-
узкоспециализированная
деятельность внешкольных учреждений
– фактически преждевременная детская
профессионализация, (особенно в
спорте) ограничивающая своевременное
развитие всего жизненно необходимого
спектра качеств личности;
-
недостаточная материально-техническая
база и ресурсное обеспечение для
развертывания эффективной
образовательно-оздоровительной
работы с детьми;
-
технополисная идеология
развития города Тольятти;
-
недостаточная
просветительская работа в духе
гуманистической идеологии развития
города.
далее
>>>
|