|
|
|
|
ЛОГИКА
НАРАБОТКИ
ПРОГРАММЫ
РЕФОРМИРОВАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОСТРАНСТВА
ГОРОДА
|
|
|
|
|
|
Фактическая ситуация
|
Ухудшение здоровья
детей:
|
Дивиантное
поведение:
|
Низкая
успеваемость в школе. Неумение
системно заниматься самообразованием.
Неумение
строить правильные взаимоотношения.
Отсутствие желания трудится.
Потребительское
отношение к жизни. Отсутствие смысла
жизни.
Узкий круг
интересов.
Неподготовленность
к самостоятельной жизни выпускников
школы.
|
Деструктивные
факторы
(причины, препятствия)
|
Личностные факторы:
-
плохая
наследственность;
-
нездоровый
образ жизни;
-
неправильное
питание;
-
неправильное
воспитание.
-
Факторы окружающей среды:
-
плохая
экология (автомобили, хим.
предприятия, промышленность);
-
дискомфортные
условия в семье;
-
дискомфортные
условия в школе;
-
асоциальная
среда улицы;
-
низкопробная
продукция СМИ и видеопродукция;
-
агрессивные
компьютерные игры.
Факторы взаимоотношений:
-
неподготовленность
к родительской миссии;
-
неподготовленность
педагогов к миссии учителя жизни;
-
ориентация
детей на «уголовно-понятийную»
систему взаимоотношений;
-
недоверие
населения власти, социальная апатия,
отстранённость людей от решения
задач развития города;
-
униженный
статус педагога в обществе.
-
Факторы нормативно правовой
базы:
-
разрывы,
несостыкованность законов;
-
неудовлетворительное
качество закона об образовании;
-
архаичная
нормативная база образования;
-
неправильные
критерии оценки эффективности
работы учреждений образования;
-
дискриминационные
нормативы финансирования.
|
Факторы системы
общественных отношений:
-
формализм
устройства системы власти всех
уровней - отсутствие единства
власти и нации;
-
формализм
реальных механизмов
функционирования демократических
институтов власти на всех
уровнях - невключенность народа в
реальное народовластие.
-
Факторы системы образования:
-
научно-управленческая
надстройка образования лоббирует
свои интересы и представления о
сущности образования;
-
«знаниевая»,
а вернее – «обучающая» парадигма
образования;
-
ошибочное
целепологание и критерии
образованности;
-
вузоцентристская
идеология образования;
-
предметоцентистская
идеология школы;
-
преждевременная
узкая специализация деятельности
ребёнка;
-
школоцентризм
ДОУ;
-
некомпетентное
администрирование учредителем
деятельностью ОУ, бумаготворчество;
-
перегруженность
программы школы ненужной
информацией;
-
небиоадекватнные
носители и способы передачи
информации;
-
оторванность
деятельности учреждений
образования от реалий жизни;
-
неприродосообразная
организация образовательного
процесса;
-
естественное
отсутствие мотивации у детей на
обучение «мёртвым» знаниям.
Фактор
ресурсообеспеченности:
-
финансирование фиктивно-демонстративных
«программ»-мероприятий,
разработанных под интересы
ведомств;
-
имитационное (недостаточное) финансирование
образовательной отросли;
-
дискриминационные
нормативы финансирования видов
деятельности детей;
-
нищенская
оплата труда педагогов.
|
Первопричины
|
Ошибочные представления в
обществе:
-
о
прагматическом смысле жизни;
-
о миссии человека;
-
о природе ребёнка;
-
сущности
образования (цели, содержание,
образования, его процессы и
результаты);
-
о возможности
решения задач образования через
обучающие технологии;
-
о пользе занятости
ребёнка, чем либо;
-
о положительном влиянии занятий
спортом;
-
о возможности силового решения проблем,
связанных с недосформированностью
личностных качеств человека;
-
о
чудодейственных возможностях
саморегуляции рыночных отношений;
-
о необходимости
встраивать человека в рыночную
экономику.
Не созданы условия для
природосообразного созревания всего
спектра человеческих качеств ребёнка;
в итоге:
Не поставлены функционально
правильные образовательные задачи
системе образования через госзаказ.
Несоответствие традиционной
модели предметно обучающей школы
современным реалиям жизни и
возможностям педагогики личного
соответствия (понятие проекта «ПОИСК»).
|
Несоответствие выпускника
вуза модели эффективного педагога (понятие проекта «ПОИСК»), способного выстраивать
ценностно- ориентированные
взаимоотношения с детьми, творчески
организовывать проживание
разноплановых аспектов бытия и их
осмысление, вдохновлять детей на
поиск смысла жизни, самообразование.
Технополисная
идеология развития города, как
следствие ошибочных представлений о
смысле жизни, миссии человека и миссии
города, как среды самореализации
человека. Градообразующие
предприятия (?!).
Нет
концепции выхода на новое
качественное состояние,
псевдопрограмность,
псевдореагирование - имитация усилий,
деятельности. Эпизодичное
мероприятийное реагирование на
некоторые последствия воздействия
деструктивных факторов (дорогая
иллюзия, зря потраченные ресурсы,
потеря времени, усугубление
последствий).
Отсутствие
реальных механизмов консолидации
населения и власти.
Низкий
культурно-образовательный уровень
развития населения. Сложность
реализации культурно-оздоровительных
потребностей для большей части
населения.
|
Направленность задач
|
В процессе вневедомственных проектно-аналитических
сессий наработать целостную
Программу экополисного социально-экономического
развития города Тольятти с
соответствующими тематическими
разделами.
-
Законодательное,
нормативно-правовое обеспечение
местного самоуправления (наработать
предложения по внесению
необходимых изменений в
законодательную и нормативную базу);
-
Гуманизация
городской среды жизнеобитания
граждан;
-
Ресурсообеспечивающая,
консолидирующая подпрограмма «СООБЩЕСТВО».
-
Реформирование
и развитие государственной системы
образования:
-
разработать
и внести в правительство
предложения по реформе общего
образования; корректировке
программ педагогических ВУЗов;
унификации всех учреждений
образования; постановке единых
задач подготовки детей к успешной
жизнедеятельности;
-
разработать
единые для всех образовательных
учреждений критерии оценки
эффективности образовательной
деятельности;
-
изменить
нормативную базу, дискриминирующую
дополнительное образование в
финансовом отношении относительно
среднего образования и спорта;
-
придать
государственный статус профессии
педагога и обеспечить достойную
бюджетную поддержку в расчёте на
каждого члена семьи.
Инициировать запуск системообразующих
процессов и механизмов
консолидирующей программы «СООБЩЕСТВО»,
обеспечивающей поэтапную гуманизацию
городской среды жизнеобитания всех
горожан за счёт роста общественного
самосознания, повышения социальной
ответственности каждого гражданина и
создания механизмов реального
включения населения в процессы
экополисного развития города.
Поэтапный переход всех инфраструктур
города в режим пайдейяполисного
развития (развития на основе образования).
|
Придать
ДООЦ «ПОИСК» статус
экспериментальной площадки
Федерального уровня с
соответствующим нормативно-правовым,
материально-техническим и финансовым
обеспечением:
-
вывести
из под административного
подчинения департаменту
образования;
-
обеспечить
финансирование согласно бюджетной
заявке, включая дополнительные
штатные единицы;
-
предусмотреть
в бюджете 30% премиальный фонд за
экспериментальный характер труда;
Осуществить капитальный ремонт и
реконструкцию 2600 м2
неприспособленных помещений,
выделенных под реализацию проекта «ПОИСК».
Смонтировать пожарную сигнализацию.
Укомплектовать оборудованием и
мебелью все помещения для реализации
комплексной программы, в том числе:
-
оборудование
для занятий по системе Мантессори;
-
оборудование
диагностического кабинета
психолога;
-
оборудование
методического кабинета средствами
оргтехники;
-
оборудование
хореографического зала станком,
зеркалами, аппаратурой;
-
оборудование
демонстрационного зала;
-
оборудование
актового зала светозвуковой
аппаратурой;
-
оборудование
кабинета врача диагностическим
оборудованием;
-
оборудование
восстановительного центра
тренажёрами ЛФК;
-
оборудование
Центра мебелью;
-
приобретение
автобуса для обеспечения
оздоровительно-образовательной
деятельности;
-
оборудование
спортзала;
-
оборудование
разминочного зала.
Экологизировать внешнюю
среду примыкающей к Центру территории:
спроектировать и осуществить
разбивку ландшафтных скверов.
Целенаправленно
осуществлять повседневную личностно-образующую
жизнедеятельность воспитанников в
соответствии с педагогическим
проектом «ПОИСК».
Целенаправленно
осуществлять просветительскую
деятельность в педагогической среде
через обмен педагогическим опытом,
подготовку методических пособий,
стажировки студентов, постоянные
рубрики в СМИ.
Готовить и
переподготавливать кадры для ВУЗов,
образовательных учреждений,
оборудовать базу, поэтапно переводить
все образовательные учреждения
города в русло ценностно-ориентированной
педагогики личного соответствия.
Целенаправленно
осуществлять просветительскую и
культурно-оздоровительную
деятельность разноплановых клубов
для будущих родителей, семей с детьми,
творческой и трудовой интеллигенции,
ветеранов ВОВ и тружеников тыла,
пенсионеров.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|